САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
.

Форма поиска

Интервью с главным режиссёром Сызранского драматического театра О.Г. Шаховым

Опубликовано 21.02.2020 пользователем BorisovaE.A

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 2019 год объявлен в России Годом Театра. В Сызрани театр появился ещё в ХIХ веке и до настоящего времени является динамично развивающимся культурным центром. 2019 год для Сызранского драматического театра имена А.Н. Толстого оказался знаменательным. Это было связано с сотым юбилейным сезоном, в котором сызранская труппа радовала зрителя новыми проектами и спектаклями. Об этом и состоялась наша беседа с главным режиссером Сызранского драматического театра Олегом Геннадьевичем Шаховым.

- 2019 год был объявлен Годом Театра, Сызранский драматический театр показывал свои работы не только на родной городской сцене, но и представил спектакль по пьесе «Ревизор» московским зрителям. Так же Сызранский драматический театр с 2 по 9 апреля провёл тур по городам Татарстана, Чувашии и Мордовии. Расскажите, пожалуйста, о гастрольных турах театра, как они проходят, и, чем сызранский зритель отличается от зрителей других городов?

-  В Сызрани зритель очень интересный, по большому счёту он не отличается от зрителей из столицы. Но другое дело в том, что в Сызрани зрителей не так много. Специфика театра в маленьком городе заключается в том, что очень мало людей, которые приходят на спектакли. Люди занимаются в разных сферах деятельности, которые не очень близки к театру. Поэтому мы сталкиваемся с тем, что к нам приходит зритель, который в театре впервые. Приходят молодые люди, которые не всегда понимают, что за пьеса и о чём она. Мы не можем никого судить за то, что театр не является основным интересом в жизни. Складывается ситуация,  когда мы имеем дело с неподготовленным зрителем, но который требует очень качественного продукта. Поэтому мы, создавая спектакль, должны учитывать, что будут и искушенные зрители, которые понимают и разбираются в спектаклях, и не подготовленные зрители. Мы должны сделать так, чтобы они ещё и ещё раз приходили на спектакли, потому что у каждого спектакля своя энергетика, которая не может повторяться. Когда мы едем в другой город, к нам всегда повышенный интерес, возможно, это потому что мы из маленького города, который пользуется популярностью у современных юмористов. В рамках программы «Школьная классика» мы побывали в Москве, и, когда мы показали нашу работу, на удивление, всё,  что мы закладывали в спектакль, все образы, маленькие детали, юный зритель смог прочитать и понять. Ребята пришли к нам за кулисы, где выразили свой восторг от увиденного.

А наш зритель, с одной стороны, даже избалован. Все думают, что на сызранских актеров они успеют сходить и отдают предпочтение приезжим труппам. А приезжие театры могут привезти и не очень качественный материал с парочкой медийных лиц, которых мы знаем по сериалам. Нельзя не отметить то, что наш театр выполняет и просветительскую функцию. Сейчас у молодежи, когда они слышат слово «классика», сразу возникает какое-то отрицание, уверенность в том что, это - скучное и не интересное зрелище. Но и классика когда-то была современной литературой. Произведения того же Ф.М. Достоевского люди  трепетно ждали, чтобы поскорее прочитать детектив. Н.В. Гоголь не писал скучных произведений. Каждая его работа связана с мистикой.        

В этом году мы участвовали в программе «Большие гастроли». Проехали со своими спектаклями по Приволжскому округу, в который входили такие республики как Татарстан, Мордовия, Чувашия и Марий Эл. Мы решили показать  что-то весёлое, чтобы зрители не грустили, стремились  поднять им настроение. Мы возили спектакли: «Пока цветет роза» (автор - А. Бурнаев), «Пожарная тревога, или осторожно Сёма и Сима» (автор - Т.Ходун), «Любовь на колёсах» (автор - С.Свобода), «Королева Гвендолин» (автор -  Х.Дарзи).

- В театре поставлен моноспектакль «Разве я не любила тебя?». Расскажите историю создания этого спектакля?

- Поскольку это -  моноспектакль, то это - работа на одного актёра, камерный спектакль. Поэтому выносить его на большой зал очень тяжело в силу того, что  о некоторых вещах хочется поговорить шепотом. Спектакль играет Мария Зинова. Самое интересное, что премьера этого спектакля состоялась в Москве. Мы были приглашены в Центральный Дом Актера в Москве, где и прошла премьера. Эта пьеса написана Александром Игнашовым. Она  очень непростая, к ней нужно было найти оригинальный ключ, чтобы зрителю было интересно. В этом спектакле рассказывается о дочке Марлен Дитрих, которая написала книгу, в которой, как многие считали, она не очень хорошо отозвалась о своей матери. Но она считала, что просто написала правду. Дочка и мать плохо общались до самой смерти Марлен. Александр Игнашов предложил такую ситуацию, когда дочка и мать высказали бы всё, что думают друг о друге, и в последствие помирились.

- В каких фестивалях и конкурсах Сызранский театр участвовал в этом году?

- Мы участвовали в фестивалях: «Волга театральная», «Самарская театральная Муза». Был удачно проведен наш собственный фестиваль «Время театра», который проходил в октябре 2018 года.  К нам приезжали театры из Пензы, Саранска, Тольятти, Самары и Дании.

- 27 марта 2019 года театр принимал участие Всероссийской акции «Культурный минимум» в честь Международного дня театра. В чём заключался смысл этой акции?

- В честь Международного дня театра и в рамках Всероссийской акции «Культурный минимум» любой желающий смог познакомиться с Сызранским драматическим театром на экскурсии, которую для зрителей проводила Заслуженная артистка РФ Любовь Сазонова. Ребята, которые пришли к нам на экскурсию, побывали там, куда обычный зритель не мог попасть -  за кулисами, в производственных мастерских, в кабинете  главного художника и других цехах. Гости посмотрели, как происходит работа над созданием спектакля, декораций, костюмов.

- Как устроен театр? Как вообще рождается спектакль?

- Театр устроен очень необычно, это - очень сложный организм, который местами несуразный, а местами очень красивый. Театр - это творческие люди, которые приходят сюда со своими амбициями, со своим представлением о творчестве. И всё это нужно собрать в единое целое, порой бывает очень сложно, а  иногда вообще не возможно.  Я всегда сравниваю театр с большим кораблём, который не может быстро маневрировать,  в котором для того, чтобы в дальнейшем повернуть в нужную сторону, руль нужно повернуть сейчас, заранее. Театр - это большой  корабль, которым очень тяжело управлять, но весёлый. В театре есть цеха, артисты, директор и его заместители. Творческой частью руководит режиссёр. В нашем театре работает 23 артиста, среди них есть Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка Самарской области Лидия Георгиевна Дымова, Заслуженный артист РФ Юрий Петрович Андрухович, Заслуженная артистка Самарской области Андрухович (Барковская) Нина Васильевна, Заслуженная артистка РФ Любовь Николаевна Сазонова, Заслуженная артистка РФ Татьяна Андреевна Дымова, Заслуженный артист Самарской области Бурнаев Андрей Геннадьевич, Заслуженная артистка РФ Дымова Татьяна Андреевна. Также у нас много молодых актёров, которые являются выпускниками нашего Сызранского колледжа искусств и культуры им О.Н. Носцовой. На торжественной церемонии открытия Года театра в Сызрани Дмитрий Азаров вручил заслуженные награды за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие культуры Самарской области. Почётной грамотой губернатора Самарской области были награждены Андрухович Юрий Петрович - артист драмы, ведущий мастер сцены муниципального бюджетного учреждения театрально-концертного комплекса "Драматический театр имени А. Н. Толстого" и
Сазонова Любовь Николаевна - артистка драмы, ведущий мастер сцены муниципального бюджетного учреждения театрально-концертного комплекса "Драматический театр имени А. Н. Толстого". Не во многих театра сейчас есть цеха, но у нас есть пошивочный, декорационный, столярный, бутафорский цех. Везде работают очень талантливые, творческие люди.

- В рамках национального проекта «Культура»,  реализуемого по поручению Президента России Владимира Путина, в драматическом театре им. А.Н.Толстого в Сызрани открылся виртуальный концертный зал на 60 мест. Расскажите, что интересного ждёт зрителя?

-  12 октября  2019 года мы открыли виртуальный концертный зал, который размещается в помещении театральной гостиной. Теперь мы можем  подключиться к Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Мы можем смотреть как прямую трансляцию, так и записи лучших концертов. Когда мы просматривали выступление, возник эффект присутствия, что связано с высоким качеством производимого звука. Вместе с тем поражает удивительная режиссерская работа, когда мы видим не привычно весь оркестр целиком и выборочно какие - то инструменты, а нам показывают конкретный инструмент за секунду до того, как он вступает со своей партией. В дальнейшем мы рассчитываем, что это будут концерты не только из Московской консерватории, но и из других концертных залов, даже мировых. Будет действовать своеобразная просветительская программа для людей, которые интересуются музыкой, так как у нас в городе есть и музыкальные школы, и колледж искусств.

- В этом году в театре появятся декорации в 3D формате, расскажите более подробно о них

- Мы сейчас работаем над ними, с этим мы столкнулись впервые.  Мы работаем с австрийцами, которые поставляют сетку для  3D изображения. Мы закали им арку из такой сетки, что для них было впервые, сейчас они решают вопрос о том, как это сделать. У нас появился новый экран, который будет выполнять функцию больших декорации. Сейчас мы думаем, как соединить наши декорации с экраном, чтобы всё это было гармонично.

- Есть ли какие-либо секреты, которыми пользуются режиссеры  для того, чтобы спектакль удался?

- У режиссеров очень много секретов, потому что на репетицию приходят актёры, у каждого из которых разный взгляд на творчество, на спектакль. Режиссеру приходится каждого из них уговаривать, порой даже немного обманывать, вводить в заблуждение, чтобы получился конечный нужный результат. Потом, когда спектакль состоялся, овации получены, актёр приходит с фразой: «Да, мы были правы», а талант режиссера, как раз в том, чтобы согласится с этим. Какая слава у режиссера? Да почти никакой, его основной задачей является сидеть в зале и смотреть, доходит ли энергетика со сцены до зрителя или нет.

- 101- й театральный был открыт музыкальной постановкой «Ромео и Джульетта». Это все - таки рок - фолк -опера? Что это за жанр и кто занят в спектакле?

- Многие думают что «Ромео и Джульетта» это - грустная история, но в процессе работы это оказалось не так. В этой истории никто не хочет умирать, сопротивляются до последнего. Очень интересна история зарождения этой любви. Дети глав враждующих кланов не могут просто влюбиться и быть счастливы, потому что они всегда в центе внимания. Эта любовь зарождается в том возрасте, когда она еще самая чистая, самая светлая не связанная с какими-то расчётами или чем - то пошлым. Поэтому в этом произведении все хотят жить и любить, и вовсе никто не хочет умирать. Не зря же сказано у Шекспира: «Но нет печальней повести на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…». И я надеюсь, что зритель поймет, почему именно эта история самая печальная.

Главным критерием подборки спектакля, является показатель того, ложиться ли  этот спектакль на актёрскую труппу, и, к сожалению,  «Ромео и Джульетта» не ложится на нашу труппу полностью. Поэтому мы нашли решение, при котором какие - то персонажи заменяются. Мы поняли, что в этой пьесе есть только два персонажа. Один персонаж это - Ромео и Джульетта, а второй персонаж это - все остальные. Поэтому мы не всегда можем персонифицировать персонажей. Мы задумали сделать так, чтобы эта история началась в театре, на наших глазах, и из простой игры переросла в драматическую игру и закончилась трагически. И всё это происходит на глазах у зрителя.

ЛЮБОВЬ РЕДЖЕПОВА, 
студентка третьего курса

×
Яндекс.Метрика