САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Об актуальном

Хасаев Г.Р., ректор СГЭУ, д.э.н., профессор, заслуженный экономист РФ: «Мы должны давать самарцам элитное экономическое образование».

 

Ректор Самарского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Габибулла Рабаданович Хасаев рассказал о перспективных подходах к обучению современных специалистов: о конкурентоспособности вуза, онлайн и сетевом образовании, двойных дипломах, а также о примерах практического применения студентами полученных знаний.

- Вопрос о повышении конкурентоспособности вузов очень актуален в настоящее время. Какими компетенциями должен обладать выпускник вашего вуза сегодня?

- Наверное, это ключевой вопрос всей системы образования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования созданы на основе компетентностного подхода. Чтобы быть компетентным специалистом, надо обладать глубокими фундаментальными знаниями, конкретными умениями и навыками, незаурядными личностными качествами: целеустремленностью, социальной и экологической ответственностью, коммуникабельностью и т.п. В этой целостности главным элементом, на мой взгляд, являются фундаментальные знания. Убежден, что без методологического мышления освоить прикладные компетенции, тем более адаптироваться в быстроизменяющемся окружающем мире, невозможно. Поэтому в Самарском государственном экономическом университете большое внимание уделяется изучению экономических теорий, их истории. Важно заметить, что наши студенты имеют альтернативу при изучении экономических дисциплин: доступ к онлайн-образованию через Интернет: в библиотеке организован доступ к базам данных многих ведущих университетов мира; университет регулярно приглашает для ведения занятий профессоров из ведущих отечественных и европейских вузов-партнеров. Это очень важно и для повышения студенческой и преподавательской мобильности.

Реализуем междисциплинарный подход к организации учебного процесса. Начали с магистратуры. Мы сейчас сформировали несколько междисциплинарных профилей, по которым будем осуществлять набор в новом учебном году. И, конечно, обучение должно быть практико-ориентированным. Студенты должны учиться, анализируя реальную ситуацию, проектируя ее будущее. Поэтому мы сегодня создаем базовые кафедры на крупных предприятиях. Они есть на ведущих предприятиях губернии, таких как ОАО «РКЦ «Прогресс», ОАО «АвтоВАЗ». Уже созданы пять базовых кафедр. Развиваем партнерские отношения с министерствами Правительства Самарской области в следующих областях: прохождение студентами производственной практики,  защита дипломных работ, проведение научно-исследовательских работ, участие в работе комиссий, рабочих групп, организация научно-практических конференций. По итогам защиты дипломных работ, выполняемых, как правило, по заказам министерств, ежегодно 5-6 наших выпускников получают приглашение на работу в министерства Самарской области.

Сегодня молодой специалист должен уметь работать в коллективе. Это качество чрезвычайно важно. Внешняя среда настолько быстро меняется, что решения необходимо принимать коллективно, уметь дискутировать, анализировать, применять разные подходы, при этом строить нормальные коммуникации между участниками процесса. Мы стараемся воспитывать это качество. Одна из технологий, применяемая в университете для этой цели, – «Учебная фирма». Моделируя деятельность «фирмы» в игровой ситуации, приближенной к реальной, организуется коллективная работа всех структур предприятия, их взаимодействие со всеми внешними партнерами, органами власти, фискальными, надзорными и контрольными органами. Еще обучаясь, наши студенты понимают, что в коллективе необходимо грамотно взаимодействовать и с коллегами, и с партнерами, и с органами управления, даже со СМИ. Это еще позволяет выделить лидеров. В условиях неопределенности, когда принятие любого решения связано с рисками, мы учим, как определять риски, прогнозировать, сводить к минимуму их влияние. Для этого мы поддерживаем высокий уровень математической подготовки. Провели специальное заседание Ученого совета, посвященное повышению уровня математической подготовки экономистов, а также приняли программу повышения уровня языковой подготовки студентов. Рынок труда для наших выпускников – весь мир. Изучения только английского, французского, немецкого языков недостаточно. Есть спрос и на другие языки  –  арабский, китайский, итальянский, испанский. Организовали процесс подготовки для всех желающих их изучать. По окончании обучения вручается специальный сертификат, определяющий уровень знания. Все, что я перечислил, – это и есть основные ключевые компетенции, которыми должен владеть наш выпускник. Повторюсь: сегодня география их работы   – практически весь мир.

-  Применяете ли вы при обучении студентов новейшие технологии и методики обучения?

- Безусловно. Практически все вузы активно используют интерактивные методы обучения. В нашем университете создана уникальная электронная информационно-коммуникационная образовательная среда. Приоритет отдается междисциплинарным деловым играм, кейсам, комплексным сквозным лабораторным работам. Мониторим используемые работодателями программные продукты, информационные технологии, приобретаем их для учебных и научных целей. Вместе с тем, вузу практические невозможно приобретать все информационные технологии, включая облачные, своими ресурсами.  Открыв базовую кафедру вместе с одной из ведущих российских IT-компаний «Открытый код», мы получили возможность обучать наших студентов с помощью самых современных программных продуктов, чтобы они были в курсе новейших информационных технологий, могли работать на современном оборудовании. Работодатели также заинтересованы в специалистах с универсальными компетенциями.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее об онлайн-образовании в вашем вузе…

- У студента должен быть выбор: изучать ли  курс в аудиториях университета или онлайн. Мы информируем студентов о том, что есть альтернатива. Необходимо отметить, что это подстегивает и преподавателей, они должны соответствовать сегодняшним требованиям_, изучать и понимать новые процессы, а не основываться на прежних знаниях. Преподаватели не должны меняться медленнее, чем окружающий мир. Поэтому мы и даем студентам выбор. Если преподаватель не будет соответствовать современным требованиям, то к нему не будут ходить. Преподаватель – особая профессия. Он не должен садиться в последний вагон уходящего поезда, а должен бежать впереди локомотива. Только в этом случае он может выполнить свою миссию. Экономика – одна из самых сложных наук. В ней пересекается объективное с субъективным, материальное с нематериальным, много теорий. Нынешнее время характеризуется самой высокой степенью неопределенности, а, следовательно, непредсказуемости, потому, что пока нет общепризнанной теории, которая объясняла бы картину социального мира. Здесь действительно много противоречий. К сожалению, сегодня ученые-экономисты не в тренде, в тренде политики от экономики…

Экономику нельзя познать ни на кафедре, ни в библиотеке. Ее надо прощупать изнутри, побывать в разных ситуациях и обладать уникальной способностью обобщения. Это очень сложная наука. Мы пытаемся внушить студентам эту мысль. Необходимо все время анализировать, уметь сформулировать конкретные положения из процессов, происходящих в мире, выделить приоритеты, рассчитать риски, определить основные направления и т.п. Это можно понять только на реальном примере, на практике. В этой связи важны личностные качества преподавателя. Поэтому я, отдавая должное, не преувеличиваю эффективность онлайн-образования.

- Получается, что для экономического вуза особо актуален вопрос связи образования, науки и реального производства?

- Необходимо стремиться к тому, чтобы успевать за изменениями в мире. Очень важно, чтобы у каждого преподавателя, читающего конкретную экономическую дисциплину, была библиотека лучших практик. Имею в виду практики опыта предприятий, регионов, стран. В качестве аналогов мы берем лучшие практики стран с развитой рыночной экономикой, то есть стран, пришедших к тому стандарту, к которому мы сегодня стремимся. Это могут быть отдельные предприятия, их жизненный цикл, анализ того, какие решения принимались, как принимались, какие факторы учитывались, какие результаты были получены, какая конкурентоспособность достигнута и т.п. Наш университет одним из первых в стране занялся проблемой кластерных форм организации производительных сил в начале 2000-х годов, созданы и получили признание в стране крупные научные школы, результаты исследований наших ученых публикуются в ведущих отечественных и зарубежных журналах.

Во многих случаях практика предприятий, регионов в каких-то областях превышает уровень знаний, которые есть в учебниках. Многие, особенно вертикально интегрированные, компании имеют возможность получать информацию из своих научных подразделений. Многие организации, например, Сбербанк, имеют свои корпоративные университеты, которые занимаются в том числе и анализом лучших достижений в этой области. Мы с ними взаимодействуем. И, конечно, с ведущими вузами заключаем соглашения о сетевом образовании, стратегическом партнерстве.

 - Расскажите подробнее о таком уникальном явлении для Самарской области, как сетевое партнерство между университетами…

- Редкий вуз обладает набором квалифицированных профессоров, обладающих компетенциями во всех сферах экономической деятельности. Поэтому даже в региональном вузе может быть научная школа, которая опережает уровень ведущих столичных университетов. Поэтому кооперация и взаимодействие вузов – это очень важно. Сейчас таким инструментом является сетевое образование. Это когда в самарском вузе договариваются, например, что можно прослушать курс профессора московского вуза, а взамен, говорят самарцы, мы можем предложить то или иное свое образовательное ноу-хау. Мы приглашаем ведущих профессоров Европы, московских вузов, они читают у нас отдельные курсы. Это постоянная практика, и не бывает месяца без телемоста с каким-нибудь европейским или российским университетом. Недавно у нас проходила конференция по проблемам теории и практики развития предприятий. Были телемосты с чешским и финским университетами. Сетевое образование мне представляется достаточно перспективным. Сейчас мы имеем целый ряд таких соглашений с ведущими вузами страны и Европы.

- Как сказываются нынешние сложности в международной обстановке на этом партнерстве?

- Никак не сказываются. У нас очень развито международное партнерство. Сейчас существует программа двойных дипломов с вузами Германии, Франции, Финляндии, Испании. Студенты проходят стажировки и в Италии, США, Португалии, Англии, странах ближнего зарубежья. В этом плане у нас стабильные отношения. Студенческая, профессорско-преподавательская мобильность с каждым годом растет. Я думаю, что в таком обмене европейские страны заинтересованы даже больше, чем Россия. Потому, что там сегодня объективно очень глубокий демографический кризис, они, безусловно, хотят, чтобы все-таки в миграции участвовали больше россиян  – более образованных и культурных.

- Есть ли какие-то инновации по отбору и адаптации процесса обучения одаренных детей?

- Это очень ответственный вопрос. Университет должен давать элитное экономическое образование, соответствующее лучшим мировым стандартам. Один пример:  два наших преподавателя выиграли конкурс Фонда Гайдара и прошли стажировку в Индианском университете в США. Я попросил их сравнить уровень подготовки, посетить занятия, посмотреть, что можно позаимствовать для нашего университета. Преподаватели вернулись в убеждении, что наш уровень преподавания ни в чем не уступает американскому.

Но для элитного образования необходимы элитные студенты – подготовленные, одаренные. Наша беда в том, что ребята, у которых очень высокие баллы ЕГЭ, уезжают в столичные вузы. Но я вам хочу сказать, что, по рейтингу НИУ «Высшая школа экономики» и Министерства образования и науки РФ за последний прием, наш вуз в группе социально-экономических вузов занял 11 место в стране, а среди всех вузов 24-е. Это лучший показатель среди вузов Самарской области. Пять лет назад в нашем университете средний балл ЕГЭ поступивших был 77, а в прошлом году – более 82. Я своим преподавателям всегда говорю, что мы должны оправдать ожидания абитуриентов. Они могли выбрать столичный вуз, но выбрали нас. Мы не имеем права обмануть их надежды. Талантливая молодежь очень важна. Несмотря на наши ограниченные возможности, мы помогаем им ездить на конференции, публиковаться, организуем досуговые мероприятия, предоставляем возможность участия в олимпиадах, проведении научно- исследовательских работ, включаем их в студенческие экспедиции, а их работы – в научные проекты преподавателей. Открыли клубы «Молодой экономист», «Молодой юрист». Запустили новый проект «Профессорские субботы в СГЭУ для старшеклассников». Проводим встречи в городах и районах области с целью привлечения одаренных детей.

- Как известно, сейчас губернатор Николай Меркушкин говорит о таком важном проекте, как строительство технополиса «Гагарин- центр». Ваш вуз одним из первых в регионе дал согласие на активное участие в нем. Каковы ваши ожидания от проекта?

- На мой взгляд, сегодня функциональная ориентированность вузов Самарской области не соответствует приоритетам социального, экономического, технологического развития нашей губернии на длительную перспективу. В этой связи создание технополиса, где можно будет сконцентрировать весь творческий потенциал и направить его на решение насущных задач  и стратегических приоритетов, – это очень перспективная, правильная, своевременная идея. Необходимо концептуально подготовить проект создания центра. Чрезвычайно важны архитектура и дизайн технополиса, формирование его пространства, чтобы было удобно учиться, работать, отдыхать и общаться.

- Какие перспективы вы видите для СГЭУ на ближайшие годы?

- Мы видим себя самостоятельным, профильным, исследовательским и предпринимательским университетом экономического, управленческого и юридического профиля.

Коммуникационная сессия Банка России прошла в СГЭУ

18 сентября впервые в истории СГЭУ на площадке Самарского государственного экономического университета состоялась коммуникационная сессия Банка России, посвященная актуальным вопросам денежно-кредитной политики регулятора.

Подписано соглашение между СГЭУ и университетом Нёшатель

14 сентября в Самаре торжественно открылся Швейцарский центр Swiss Center Samara, церемонии со швейцарской стороны участвовали Альберто Грофф, руководитель отдела экономики, финансов и науки посольства Швейцарии в РФ и Алан Барбал, руководитель управления по продвижению экономики республики и кантона Нёшатель.

СГЭУ выиграл грант РФФИ

Научный коллектив СГЭУ под руководством и.о. ректора, д.э.н., профессора Г.Р. Хасаева выиграл грант на проведение 16-й Международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика».

Восемь студентов и аспирантов СГЭУ стали стипендиатами Президента и Правительства РФ

За выдающиеся достижения в учебе и научной деятельности два студента и один аспирант Самарского государственного экономического университета удостоены стипендии президента Российской Федерации.

В основе стратегии - образ будущего

В СГЭУ начались стратегические сессии: на первом совещании с участием проректоров, директоров институтов, руководителей органов студенческого самоуправления и.о. ректора СГЭУ, д.э.н., профессор Г.Р. Хасаев аргументировано обосновал в своем программном докладе насущную необходимость скорректировать стратегию развития университета на ближайшие 5-10 лет.

Сквозь фильтры и барьеры

Федеральная газета научного сообщества «Поиск» сообщила о том, что Самарский государственный экономический университет стал опорной научно-методической площадкой для Центра оценки квалификаций в Приволжском федеральном округе.

Яндекс.Метрика