САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
.

Форма поиска

Честь превыше всего

Опубликовано 02.05.2019 пользователем BorisovaE.A

Многие мальчишки со школьной скамьи мечтают покорить небо. Ими овладевает крылатая мечта: свободно, отчаянно летать в мирном поднебесье Отечества, быть защитниками своего края. Но далеко не все проходят испытания, которые им готовит жизнь. Строгий медицинский отбор, конкурсные экзамены в лётные училища…

Виталий Егорович  Павлов, парень  из сельской глубинки, преодолел все барьеры на пути к мечте. И, конечно, подвиг Виталия Егоровича Павлова не может быть забыт. 21 октября 2017 года на территории филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в Сызрани  был открыт памятник командующему армейской авиацией Сухопутных войск, Герою Советского Союза, генерал - полковнику Виталию Егоровичу Павлову.

История жизни Виталия Егоровича Павлова заслуживает внимательного взора. В музее училища хранится его китель, книги, портрет. Героя знают и им гордятся …

О генерал - полковнике Виталии Егоровиче Павлове нам рассказал курсант Дмитрий Лукьяненко.

Виталий Егорович Павлов родился в 1944 году в Брянской области, в деревне Белоголовичи в большой крестьянской семье. В семь лет вместе с младшим братом и сестрой, он остался без матери. Потом в своей книге «Раскалённое небо» он напишет: «Мать есть мать. Можно много чего иметь: друзей, орденов, дач, денег, машин, книг - до бесконечности, а вот мать у человека одна. Как и Родина…».

Для Виталия наступило трудное время,  с мачехой он не поладил и  переехал к своим старшим братьям в Чапаевск, стал работать на заводе, одновременно учился в вечерней школе.

После окончания школы перед ним встает вопрос: какой путь выбрать.

А рядом, в каких - то четырёх километрах, с полевого аэродрома с утра до вечера над полями, речкой Чапаевкой и Волгой выписывают в небе замысловатые узоры стрекозы - вертолеты. И Виталий верит, что и он будет летать в прекрасном голубом небе. 

В 1962 году Виталий поступает в Сызранское военное авиационное училище. Строгий распорядок дня для деревенского парня – не в тягость. Армейская жизнь закаляла и выковывала волевой характер вертолётчика. И в аудитории, и в небе у Виталия - одни пятёрки. Оказалось, что он обладает врожденным чувством полета, которое не раз будет удивлять профессионалов летного дела. После окончания училища Виталий стремился набраться летного мастерства в боевом полку. Но его, как одного из лучших выпускников, оставили в училище в должности летчика  - инструктора. А он продолжает мечтать о строевой службе. В то же время Виталий успевает учиться, заочно он оканчивает высшее авиационное училище и с еще большим увлечением передает знания своим ученикам. В 1976 году оканчивает Военно - воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. Виталий становится одним из самых подготовленных летчиков для своего возраста. И вот неожиданно его детская мечта исполняется. Перед ним распахнулись дальние горизонты, Виталий Егорович Павлов получает назначение в строевой полк на должность заместителя командира 340 - го отдельного вертолетного полка в Прикарпатском военном округе на Украине. Жигулёвские горы поменялись на не менее живописные Карпатские. Он возил грузы  на боевых Ми-8 и Ми-6 в любых метеоусловиях.

Но служба в новом полку продолжалась недолго. В 34 года он был назначен командиром полка. Скоро ему предложили штабную работу,  но Виталий Егорович отказался, сославшись на то, что еще не налетался. И вот, когда Виталий Егорович готовился к отбытию на новое место назначения на Дальний Восток, ему предложили службу в должности командира полка в Афганистане.

 Полковник Виталий Егорович Павлов становится командиром 50-го смешанного авиационного полка в Кабуле. На вооружении авиационного полка были Ми-8, Ми-24, транспортные самолёты Ан-26, Ан-30 и «миги»- разведчики.

Виталий Егорович старался всегда брать на себя самые сложные задания. Он принял самое активное участие в 12 - ти боевых операциях. В мае 1982 года началась Панджшерская операция, это была не первая попытка взять под контроль ущелье, где безраздельно властвовали потомки басмачей, некогда бежавших из Таджикистана от Красной Армии. В первый день операции боевики смогли нанести вертолетчикам значительный урон. Были погибшие. Настроение у всех было тяжелое. Подчиненные видели, как близко к сердцу принимал потери командир, его стремление всегда, во что бы то ни стало сохранить бойцов, было известно всем.

В горах десант требовал подкрепления, огневой поддержки, боеприпасов. А, значит, нужно было снова поднимать вертолеты и лететь в самое пекло. Виталий Егорович Павлов вышел перед строем и сказал о том, что, да, тяжело, но задачу выполнять необходимо. В то же время к солдатам пришла уверенность в победе и решимость отомстить за смерть боевых товарищей.  Виталий Егорович Павлов скомандовал запуск и сам первым пошел к вертолету. Операция удалась. Боевикам было нанесено серьезное поражение, а за голову Павлова они назначили огромную награду. Для проведения операции были собраны все ресурсы, и так не могло продолжаться долго, поэтому через два месяца советские войска вынуждены были покинуть Панджшерское ущелье. Боевики вернулись и стали создавать более мощные укрепления. Но в июле началась шестая операция, и в этот раз Виталий Егорович Павлов проявил не только командирские, а и полководческие качества. Вместо ожидаемой боевиками атаки вдоль ущелья, он решил ударить в самое уязвимое место – по аэродрому. Но осуществить перевал, казалось, невозможно, так как нужно было преодолеть высоту около четырех тысяч метров. Вертолеты Ми-8 и десант еще могли это сделать, а вот тяжелым Ми-24 уже не хватало мощности. Тогда Виталий Егорович принял решение использовать для прикрытия вертолетов истребители - бомбардировщики и штурмовики. Во время операции Виталий Егорович непосредственно управлял работой вертолетчиков и штурмовиков с воздушного командного пункта борта самолета АН-26. Захват аэродрома лишил душманов притока резервов. Они вынуждены были пойти на переговоры с командующим 40-й армией. Переговоры закончились перемирием, продержавшимся два года.

Но в конце операции Виталий Егорович Павлов едва не погиб. Был подбит один из вертолетов Ми-8, исправить поломку на месте не удалось. Но Виталий Егорович все - таки решил вытащить машину на внешней подвеске, такого не делал еще никто в мире. Низко, на скорости всего 80 километров в час двигался Виталий Егорович Павлов. Душманы могли легко расстрелять его, но не решились. Позже пленные рассказывали, что думали они в тот момент. А рассуждали они так: «Если он взлетит, то аллах на его стороне».

За полтора года полк Виталия Егоровича Павлова потерял всего три машины, а сам командир совершил 607 боевых вылетов. За мужество и героизм, проявленные  при выполнении интернационального долга  Указом Президиума Верховного совета СССР Виталию Егоровичу Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». И в последующие годы Виталий Егорович лично участвовал во многих опасных операциях, показывая образец мужества, храбрости, умения полностью использовать боевые возможности авиационной техники и вооружения. Он был участником боевых действий в Чечне, координировал действия российских вертолетчиков во время боевых действий в Абхазии и Таджикистане, организовывал полеты российских вертолетов в разные страны с гуманитарными грузами.

В 1989 году Виталий Егорович Павлов, основываясь и на опыте афганских боев, предложил армейскую авиацию сделать частью Сухопутных войск. Преодолев сопротивление, он все - таки добился своего. И переподчинение сыграло огромную роль в том, что наша сухопутная авиация до сих пор остается одной из лучших в мире.

С 1989 года по 2002 год генерал - полковник Виталий Егорович Павлов был первым и единственным в истории страны командующим Армейской авиацией Сухопутных войск ВС РФ.

В это время наша армейская авиация выполняла миротворческую миссию в составе ООН в странах Африки. За эти годы армия не потеряла там ни одного летчика, выполняя двойную - тройную норму налета.

Но самым сложным для себя Виталий Егорович Павлов считал задание, полученное в родной стране, когда в начале в 1990 - х он получал приказы нанести удар то по зданию парламента, то по Кремлю. Он понимал, что если исполнит приказ, то его действия могут привести не только к расколу в армии, но и к кровопролитной гражданской войне. Утром 4 октября 1993 года Виталий Егорович Павлов вместе с начальником центра боевого применения армейской авиации генерал - майором Воробьевым вылетели к зданию парламента. Борттехника не взяли. «Если собьют, - мрачно пошутил Виталий Егорович, - погибнут всего два уже поживших генерала». Но его вертолет так и улетел, не сделав ни одного выстрела. Вернувшись на аэродром в Тушино,  Виталий Егорович приказал Воробьеву улетать: «Тебя здесь не было».

Так, Виталий Егорович Павлов не выполнил приказ, как всегда,  поступив по совести, не думая о последствиях лично для себя. Именно за патриотизм, принципиальность и честность Виталия Егоровича высоко ценили все, с кем ему довелось служить. Он был непререкаемым авторитетом, как первоклассный летчик, думающий и болеющий душой и сердцем за исход операции, судьбу солдат. Его ученики гордятся своим учителем.

Виталий Егорович Павлов освоил десять летательных аппаратов, награждён орденами Ленина, «Красной звезды», «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени и многими медалями; именным оружием и орденом Мужества - за плодотворные операции в Чечне, орденом «За военные заслуги».

Виталию Егоровичу Павлову присвоены такие звания, как: «Заслуженный специалист Вооружённых Сил СССР», летчик – снайпер. Виталий Егорович Павлов является Почётным ветераном филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в Сызрани, Почётным курсантом второй эскадрильи Сызранского учебного вертолётного полка и Почётным гражданином  Сызрани.

Виталий Егорович Павлов - настоящая легенда армии. В конце своей книги он пишет: «Для человека служивого, русского офицера, честь всегда была превыше всего. Превыше самой жизни. Я горжусь, что подавляющее большинство тех, с кем мне довелось служить, именно так считают и поступают».

ЮЛИЯ ТИМЕРБУЛАТОВА,
студентка СФ «СГЭУ»

×
Яндекс.Метрика