• Информация для абитуриентов
  • Информация для абитуриентов
  • Информация для очников
  • Информация для заочников
  • Старая версия сайта
Новости и события
09.06.2023

Организация и проведение научных исследований в вузе (1930-е - 1990-е). «Первые ученые. Первые исследования. Первые учебники»

Продолжаем рассказывать вам не только о том, как жили студенты в это непростое военное и послевоенное время, но и о преподавателях и научных работниках, а также о проведении научных исследований.


Один из выдающихся выпускников Куйбышевского планового института, заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук.

Стоял у истоков отечественного планирования и управления. Родился в г. Полоцке Витебской губернии в семье служащих. Отец в 1917 г. пропал без вести, и мать с двумя детьми уехала сначала в Нижегородскую губернию, а затем - в Мордовскую АССР. До 1926 г. братья воспитывались в детском доме, где их мать работала кухаркой. Рано начал свою трудовую деятельность - сразу же после окончания школы-девятилетки, но неуемная тяга к знаниям привела его в 1934 г. в Куйбышевский плановый институт, а в 1939 г. - в Саранский педагогический институт.

Уже в августе 1941 г. назначен заместителем председателя Госплана Мордовской АССР, а в 1943 г. переведен на партийную работу в качестве заместителя заведующего промышленно-транспортным отделом Мордовского обкома ВКП(б). До 1949 г. работал уполномоченным Госплана СССР в различных регионах страны, пока не был переведен в центральный аппарат Госплана. В 1961 г. возглавил НИИ планирования и нормативов при Госплане СССР. Этому предшествовали защита кандидатской (1952) и докторской (1961) диссертаций. Дискуссионный характер многих положений его докторской диссертации вызвал настолько оживленное обсуждение, что защита была продолжена на следующий день и закончилась успешно лишь после выступления в поддержку М.З. Бора академика С.Г. Струмилина и члена-корреспондента АН СССР А.И. Ноткина.

С 1963 г. Бор начинает преподавать в Московском финансовом институте (сегодня - Финансовый университет при Правительстве РФ), с 1974 по 1989 г. возглавлял кафедру народно-хозяйственного планирования и экономики отраслей народного хозяйства. Глубокие знания ученого в области планирования и социального развития отмечены правительством. В 1962-1963 гг. был экспертом СССР в ООН по народно-хозяйственному планированию.

Круг научных интересов М.З. Бора был очень широк: вопросы теории воспроизводства и его эффективности, разработка баланса народного хозяйства, планирование экономического и социального развития, управление 7. Автор более 100 крупных научных работ, многократно переиздававшегося учебника по истории мировой экономики, соавтор "Экономической энциклопедии" и "Энциклопедии политической экономии". Основные работы переведены на английский, немецкий, китайский, польский и венгерский языки.


В середине 1930-х гг. в вузе разрабатывалось 27 научно-исследовательских тем, хотя практическую и теоретическую ценность, как представлялось экспертам, имели не более десяти из них.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в институте работали профессора Н.С. Аринушкин, В.И. Сазонов, И.П. Коротков, а также возвратившийся из армии после ранения старший преподаватель В.Е. Каршин и др. За годы войны преподавателями КПИ были подготовлены несколько учебных пособий, в которых так остро нуждались студенты: по основам энергетики - В.В. Жуковским, по теории статистики - Б.И. Карпенко, по методам анализа хозяйственной деятельности промышленных предприятий - Н.С. Аринушкиным. Крупными научными исследованиями стали работы К.А. Фавстова ("Метод статистических группировок при анализе себестоимости"), Д.С. Кравцова ("Зоохозяйство Запорожья в период Старой Сечи"), В.Т. Пака ("Коллективизация сельского хозяйства в СССР"), Л.М. Кантора ("Оборотные фонды и оборотные средства в промышленности"), А.И. Неймарка ("Особенности проектирования многопредметных поточных линий в промышленности" и "Многостаночное обслуживание на поточной линии"), В.И. Сазанова ("Урожай зернобобовых культур в Куйбышевской области по данным опытных учреждений")


Научно-исследовательская деятельность Куйбышевского планового института всегда была тесным образом связана с практическими организациями - с заводами и фабриками. По заданию государственных учреждений институт принимал участие в различных экспедициях и командировках. Так, профессор И.П. Коротков был членом экспедиции работников Академии сельскохозяйственных наук по исследованию районов, подверженных действию черных бурь в Башкирской Республике. Он же неоднократно участвовал в различных обследованиях по заданию обкома и облисполкома.

В августе 1943 г. при КПИ по заданию обкома партии и при финансировании из областного бюджета были организованы курсы повышения квалификации работников райпланов. В условиях войны такие курсы были необходимы, потому что многие сотрудники учреждений были мобилизованы на фронт и требовалось срочно подготовить новых специалистов. Курсы предполагали обучение в течение 2-х месяцев. Создавались отдельные группы для тех, у кого было только среднее образование, и для лиц с высшим образованием. Несмотря на тяжелые тыловые условия и нехватку помещений, слушателям этих курсов институт был обязан предоставить места в общежитии, а также обеспечить всех стипендиями.

Наряду с научно-исследовательской деятельностью Куйбышевский плановый институт в годы войны осуществлял программы по распространению экономического образования среди работников заводов и предприятий. Для этой цели в институте было создано научно-исследовательское бюро, объединившее в своих рядах сотрудников института и наиболее квалифицированных рабочих. Бюро организовало лекции на заводах № 18, 24, 16, 535, КАТЭК, "Трактородеталь", "Станкозавод" и др. Такой вид деятельности был взаимовыгоден. С одной стороны, вносились новые элементы в учебный процесс института, с другой - вуз оказывал большую практическую помощь производству.

Усилия профессорско-преподавательского состава были направлены не только на учебно-методическую, но и на научную деятельность. В феврале 1945 г. по предложению доцента Л.М. Кантора в институте было организовано научно-консультационное бюро, работавшее на хозрасчете. Ученые института оказывали промышленным предприятиям помощь во внедрении хозяйственного расчета, поточных методов организации производства, читали на предприятиях лекции, проводили консультации, разрабатывали для предприятий методические пособия по экономике и организации производства10. Это заметно приблизило научные исследования к производству в последующие годы.

Возвращение в послевоенные годы к обычной жизни было сложным для страны. Несмотря на появившиеся в советском обществе ожидания либерализации и ослабление партийно-государственного контроля, сталинский аппарат усилил авторитарный механизм. С 1946 г. в стране начинается новый виток репрессий, преследований ученых, писателей, театральных деятелей, музыкантов, врачей и даже командного состава Красной Армии. В повседневный обиход возвращаются огульные обвинения в "антисоветизме", несмываемый ярлык "враг народа", к которым прибавляются подозрения в "космополитизме", "низкопоклонстве перед Западом" и т.п. На волне нового витка общественного недоверия и подозрений на руководящие должности вновь возвращаются, как это было в середине 1930-х гг., руководители-партийцы, готовые искать повсюду "врагов" и перекладывать на их плечи вину за малейшие неудачи или отсутствие ожидаемых успехов на производстве, в общественной жизни, в науке и образовании.

Не прошли перемены и мимо нашего вуза. Новым директором института в 1947 г. становится Я.Л. Коробко, возглавлявший КПИ в первую волну репрессий 1935-1937 гг. Ссылаясь на решения Ленинского районного комитета (райкома) ВПК(б) о работе института, принятые партией в мае 1949 г., Я.Л. Коробко в духе времени отметил, что в преподавании остались "академизм и неясности в отдельных формулировках, что снижает идейный и научный уровень лекций и семинарских занятий". Коробко утверждал, что на протяжении нескольких лет вуз имел ряд недостатков в своей работе, среди которых были низкое качество учебного процесса, большой процент отсева студентов по причинам неуспеваемости, совершенно неудовлетворительная самостоятельная работа. Следствие этого - институт выпускал специалистов, слабо подготовленных в области методологии планирования. От ряда плановых комиссий институт получал плохие отзывы о своих выпускниках.

Директор Я.Л. Коробко констатировал, что в учебном процессе института упор делался на практические навыки расчета отдельных коэффициентов и плохо изучалась марксистско-ленинская теория: немало студентов выпусков 1947 и 1948 гг. не читали даже "Капитал" и многие другие работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и И.В. Сталина. Директор обвинял также и партийную организацию института в том, что она "не возглавила борьбу с формализмом, начетничеством и безыдейностью в преподавании" и указал на "либерализм в оценке знаний студентов". Эти кажущиеся бессодержательными современному читателю обвинения были приговором в конце 1940-х - начале 1950-х гг., когда страна переживала политические репрессии, от которых незаслуженно пострадали многие ученые страны.