САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Уровни
Образования
Расписание Условия
обучения
Условия
поступления
Контингент
студентов
Учебно-
методическое
управление

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в СГЭУ

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в СГЭУ

Общие положения

Обучение в Самарском государственном экономическом университете инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как в общих группах, так и по индивидуальным программам. 

Особые права при приёме на обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам бакалавриата и программам специалитета, а также возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, увеличение продолжительности вступительных экзаменов регламентированы Правилами приема в СГЭУ. 

Положение о стипендиальном обеспечении обучающихся в СГЭУ регламентирует выплату инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья социальной стипендии и материальной поддержки. 

В соответствии с Положением об общежитии СГЭУ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья имеют преимущественное право на бесплатное предоставление жилых помещений в общежитиях СГЭУ. 

Особенности приема на обучение

Университет обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности).

В Университете созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.

Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории с соблюдением требований к пределной численности поступающих, установленных Минобрнауки России  (при сдаче вступительного испытания в письменной форме - 12 человек; при сдаче вступительного испытания в устной форме - 6 человек).

При проведении вступительных испытаний в случае необходимости допускается присутствие в аудитории ассистента из числа работников Университета или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей.

Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается на 1,5 часа.

Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний путем размещения на официальном сайте СГЭУ и информационных стендах приемной комиссии.

Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

1) для слепых:

задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

2) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;

задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

3) для глухих и слабослышащих:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

предоставляются услуги сурдопереводчика;

4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);

5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру - по решению организации);

6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме.

 

Ответственный за работу с поступающими на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры – Лариса Владимировна Левченко, начальник управления по довузовской подготовке.

Ответственный за работу с поступающими на программы аспирантуры – начальник отдела аспирантуры, докторантуры и работы диссертационных советов Екатерина Станиславовна Смолина.

Ответственный за организацию работы профориентолога – начальник управления специальных проектов, кадрового резерва, трудоустройства и предпринимательства студентов Елена Сергеевна Морозова.

Ответственный за обеспечение волонтерского сопровождения поступающих - начальник управления по воспитательной и социальной работе Д.В. Бабаченко.

Адаптация образовательных программ

Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, возможно применение  звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов по их заявлению, поданному до начала государственной аттестации, может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости студенту-инвалиду может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

В СГЭУ студенты-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут получить высшее образование с применением дистанционных технологий и элементов электронного обучения.

Срок обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен в пределах, установленных ФГОС.

В случае необходимости, по заявлению студента-инвалида, ему может быть оказано содействие в определении мест прохождения учебных и производственных практик с учетом ограничений возможности здоровья.

В отношении выпускников СГЭУ из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется постдипломное сопровождение.

Безбарьерная архитектурная среда

В университете ведется работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • с нарушением зрения;
  • с нарушением слуха;
  • с ограничением двигательных функций.

На территории СГЭУ создаются условия для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Оборудован пандус для доступа к главному корпусу, выделены места для парковки автотранспортных средств инвалидов.

В общем случае в стандартной аудитории места за первыми столами в ряду у окна и в среднем ряду предлагаются студентам с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске, предусмотрены 2 первых стола в ряду у дверного проема с увеличенной шириной проходов между рядами столов, с учетом подъезда и разворота кресла-коляски. 

По просьбе студентов, передвигающихся в кресле-коляске возможно составление расписания занятий таким образом, чтобы обеспечить минимум передвижений по университету – на одном этаже, в одном крыле и т.д.

Согласно программе развития имущественного комплекса СГЭУ планируется обустроить несколько мест в столовой и оборудовать санитарно-гигиеническое помещение для студентов различных нозологий.

Особое внимание в СГЭУ уделено обеспечению безопасности. В университете установлена визуальная и звуковая системы оповещения и  сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.

Комплексное сопровождения образовательного процесса и условия для здоровьесбережения

Комплексное сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. В СГЭУ осуществляется организационно-педагогическое, медицинско-оздоровительное и социальное сопровождение образовательного процесса.

Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы студента с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса. Оно включает контроль посещаемости занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, контроль текущей и промежуточной аттестации, помощь в ликвидации академических задолженностей, коррекцию взаимодействия преподаватель − студент-инвалид. Все эти вопросы решаются совместно с кураторами учебных групп, директорами институтов/деканами факультетов/директором филиала/начальником отдела аспирантуры, докторантуры и работы диссертационных советов.

Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния студентов-инвалидов, сохранения здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. СГЭУ университет располагает оборудованным медицинским пунктом, предоставляющим бесплатную медицинскую помощь.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в СГЭУ установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения. Для студентов с ограничениями движения проводятся занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. Студенты с нарушениями слуха и зрения могут выбрать подвижные занятия адаптивной физкультурой на открытом воздухе или в спортивных залах, а также занятия на специальных тренажерах общеукрепляющей направленности. Все занятия проводят  профессиональные специалисты.

С 2014 года в СГЭУ работает бассейн «Чайка». Плавание – лучший выход, если силовые виды спорта противопоказаны, если есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, нарушения нервной системы и др. У студентов с нарушениями слуха и зрения также нет причин отказываться от посещения бассейна. Студенты с ограниченными возможностями здоровья могут посещать его как во время занятий с группой, так и по собственному желанию на свободных дорожках. Занятия в бассейне всегда проводят только квалифицированные тренеры-инструкторы по разным лечебно-оздоровительным программам. Помимо тренеров в бассейне работают 2 врача.


О порядке организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

План мероприятий («дорожная карта») СГЭУ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования

Паспорта доступности для инвалидов объектов СГЭУ 

Инструкция по обслуживанию инвалидов и иных маломобильных граждан при посещении ФГБОУ ВО СГЭУ

Политика обеспечения условий доступности для инвалидов

Приказ № 375-ОВ от 12.07.2017 о назначении ответственных зя организацию работы с инвалидами

Приказ  №376-ОВ от 12.07.2017 о назначении ответственных за организацию приема лиц с ОВЗ на обучение


Горячая линия департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России по вопросам выполнения мероприятий в соответствии с приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им необходимой помощи»: 8-800-700-73-99

Портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья //  http://spo.wil.ru

Портал инклюзивного образования // http://ivo.mininuniver.ru

Яндекс.Метрика