САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Уровни
Образования
Расписание Условия
обучения
Условия
поступления
Контингент
студентов
Учебно-
методическое
управление

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в СГЭУ

Общие положения

Обучение в Самарском государственном экономическом университете инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как в общих группах, так и по индивидуальным программам. 

Особые права при приёме на обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам бакалавриата и программам специалитета, а также возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, увеличение продолжительности вступительных экзаменов регламентированы Правилами приема в СГЭУ. 

Положение о стипендиальном обеспечении обучающихся в СГЭУ регламентирует выплату инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья социальной стипендии и материальной поддержки. 

В соответствии с Положением об общежитии СГЭУ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья имеют преимущественное право на бесплатное предоставление жилых помещений в общежитиях СГЭУ. 

Особенности приема на обучение

Университет обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности).

В Университете созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.

Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории с соблюдением требований к пределной численности поступающих, установленных Минобрнауки России  (при сдаче вступительного испытания в письменной форме - 12 человек; при сдаче вступительного испытания в устной форме - 6 человек).

При проведении вступительных испытаний в случае необходимости допускается присутствие в аудитории ассистента из числа работников Университета или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей.

Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается на 1,5 часа.

Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний путем размещения на официальном сайте СГЭУ и информационных стендах приемной комиссии.

Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

1) для слепых:

  • задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;
  • письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
  • поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

2) для слабовидящих:

  • обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
  • поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
  • задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

3) для глухих и слабослышащих:

  • обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
  • предоставляются услуги сурдопереводчика;

4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);

5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру - по решению организации);

6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

  • письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
  • вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме.

Ответственный за работу с поступающими на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры – Лариса Владимировна Левченко, начальник управления по довузовской подготовке.

Ответственный за работу с поступающими на программы аспирантуры – начальник отдела аспирантуры, докторантуры и работы диссертационных советов Екатерина Станиславовна Смолина.

Ответственный за организацию работы профориентолога – начальник управления специальных проектов, кадрового резерва, трудоустройства и предпринимательства студентов Елена Сергеевна Морозова.

Ответственный за обеспечение волонтерского сопровождения поступающих - начальник управления по воспитательной и социальной работе Дмитрий Юрьевич Бабаченко.

Адаптация образовательных программ

Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, возможно применение  звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов по их заявлению, поданному до начала государственной аттестации, может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости студенту-инвалиду может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

В СГЭУ студенты-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут получить высшее образование с применением дистанционных технологий и элементов электронного обучения.

Срок обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен в пределах, установленных ФГОС.

В случае необходимости, по заявлению студента-инвалида, ему может быть оказано содействие в определении мест прохождения учебных и производственных практик с учетом ограничений возможности здоровья.

В отношении выпускников СГЭУ из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется постдипломное сопровождение.

Безбарьерная архитектурная среда

В университете ведется работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • с нарушением зрения;
  • с нарушением слуха;
  • с ограничением двигательных функций.

На территории СГЭУ создаются условия для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Оборудован пандус для доступа к главному корпусу, выделены места для парковки автотранспортных средств инвалидов.

В общем случае в стандартной аудитории места за первыми столами в ряду у окна и в среднем ряду предлагаются студентам с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске, предусмотрены 2 первых стола в ряду у дверного проема с увеличенной шириной проходов между рядами столов, с учетом подъезда и разворота кресла-коляски. 

По просьбе студентов, передвигающихся в кресле-коляске возможно составление расписания занятий таким образом, чтобы обеспечить минимум передвижений по университету – на одном этаже, в одном крыле и т.д.

Согласно программе развития имущественного комплекса СГЭУ планируется обустроить несколько мест в столовой и оборудовать санитарно-гигиеническое помещение для студентов различных нозологий.

Особое внимание в СГЭУ уделено обеспечению безопасности. В университете установлена визуальная и звуковая системы оповещения и  сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.

Главный принцип архитектурной доступности ВУЗа – это равенство и удобство для всех студентов и сотрудников, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Обеспечение доступа в здание 

Лестница с поручнями, имеется пандус, расширен проем входной двери.  

Доступность путей перемещения внутри здания

Система противопожарной сигнализации и оповещения; информационное табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией; лестница с поручнями, пандус.
Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для лиц с ОВЗ

Туалетные кабины доступны для маломобильных студентов, установлены опорные поручни, штанги, поворотные и откидные сидения.

При возникновении трудностей с передвижением по территории университета имеется возможность воспользоваться услугами сотрудника по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение доступности зданий и территории образовательного учреждения

Наименование оборудования Описание оборудования

Изображение оборудования

Знак «Парковка для инвалидов»

Оборудование предназначено для обозначения парковочного места для инвалида. Включает в себя дорожные знаки.

Индикатор безопасности наклейка «желтый круг»

Предназначен как информационный знак, индикатор безопасности – Осторожно препятствие! («желтые круг»). Устанавливается на стеклянные двери.

Информационное табло для размещения на входе в учреждение (с плоско-выпуклым шрифтами и текстом, дублированным шрифтом Брайля)

Предназначен для информирования слабовидящих и незрячих посетителей, а также другие группы МНГ о названии учреждения. Все тексты выполнены плоско-выпуклым шрифтами. Благодаря дублированию шрифтом Брайля информативен для незрячих посетителей.

Кнопка универсальная с широкой зоной нажатия, с звуковыми и световым сигналом подтверждения нажатия, антивандальным корпусов, текстом, дублированным шрифтом Брайля

Кнопка предназначена для передачи сигнала вызова помощи на приемник.

Комплект информационных рельефных знаков для людей с ограниченными возможностями здоровья

Предназначены для информирования людей с ОВЗ о наличии значимых возможностей, путей передвижения, наличие препятствий и пр.
Контрастные полосы на ступени

Стандарты оснащения учреждения в рамках комплекса мероприятий  по формированию доступности требует нанесение на первую и последнюю ступень лестниц контрастных желтых полос для обозначения габаритов лестницы

Мнемосхема

Представляет собой тактильную схему движения по зданию или прилегающей территории учреждения с перечнем объектов, указанием их местоположения, выполненных плосковыпуклым шрифтом и дублированным шрифтом Брайля.
Позволяет незрячим и слабовидящим посетителям ориентироваться в пространстве.

Противоскользящее покрытие типа «антикаблук» для размещения на входе в учреждение

Люди с инвалидностью имеют повышенный риск травмирования на скользких поверхностях. Входные группы каждого учреждения должны быть оснащены специальными средствами, предотвращающими такие риски. Тип плетения – антикаблук – необходим для предотвращения попадания женских каблуков в пустоты покрытия.

Оборудование санитарной комнаты

Поручень для раковины с антибактериальным покрытием

Предназначен для осуществления возможности пользования раковиной людьми с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
Поручень напольно-настенный с антибактериальным покрытием Предназначен для осуществления возможности опоры при пересаживании человека с инвалидной коляски на унитаз, а также пользования унитазом людьми с другими нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Комплексное сопровождения образовательного процесса и условия для здоровьесбережения

Комплексное сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. В СГЭУ осуществляется организационно-педагогическое, медицинско-оздоровительное и социальное сопровождение образовательного процесса.

Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы студента с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса. Оно включает контроль посещаемости занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, контроль текущей и промежуточной аттестации, помощь в ликвидации академических задолженностей, коррекцию взаимодействия преподаватель − студент-инвалид. Все эти вопросы решаются совместно с кураторами учебных групп, директорами институтов/деканами факультетов/директором филиала/начальником отдела аспирантуры, докторантуры и работы диссертационных советов.

Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния студентов-инвалидов, сохранения здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. СГЭУ университет располагает оборудованным медицинским пунктом, предоставляющим бесплатную медицинскую помощь.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в СГЭУ установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения. Для студентов с ограничениями движения проводятся занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. Студенты с нарушениями слуха и зрения могут выбрать подвижные занятия адаптивной физкультурой на открытом воздухе или в спортивных залах, а также занятия на специальных тренажерах общеукрепляющей направленности. Все занятия проводят профессиональные специалисты.

С 2014 года в СГЭУ работает бассейн «Чайка». Плавание – лучший выход, если силовые виды спорта противопоказаны, если есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, нарушения нервной системы и др. У студентов с нарушениями слуха и зрения также нет причин отказываться от посещения бассейна. Студенты с ограниченными возможностями здоровья могут посещать его как во время занятий с группой, так и по собственному желанию на свободных дорожках. Занятия в бассейне всегда проводят только квалифицированные тренеры-инструкторы по разным лечебно-оздоровительным программам. Помимо тренеров в бассейне работают 2 врача.


Доступ к информационным системам, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья​

Одной из важнейших составляющих Самарского государственного экономического университета является информационная среда (ИОС). На сегодняшний день она включает системы информирования обучающихся, web-сайты и сервисы, электронную информационно-образовательную среду учреждения. Адаптация имеющейся информационной среды для нужд людей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь, учитывает требование информативности. Предоставление обязательной информации регламентируется нормативной базой. Альтернативная версия официального сайта ВУЗа для слабовидящих учитывает требования Государственных стандартов. Форма получения иного вида информации не регламентирована, но стоит учитывать, что в СГЭУ выполняется основное логическое условие к ИОС условие – доступность информации для людей с нарушениями определенных функций, например, зрения или слуха.

Для этого на сайте ИОС СГЭУ автоматизированный механизм преобразования контента согласно требований ГОСТ Р 52872-2012 Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению.

Рисунок 1. Обычная версия сайта

Данный механизм обладает следующим функционалом:

  • визуальное представление информации в соответствии с требованиями государственного стандарта;
  • произношение требуемой информации голосом (синтез речи);
  • голосовое управление работой программного комплекса;
  • возможность расширения функциональности путем добавления дополнительных модулей.

Все компоненты имеют сложную структуру, реализованы с помощью языков PHP, JavaScript, HTML, CSS, а также используют вызовы внешних программ. Например, компонент «Распознавание речи» вызывает сервис «Google».

Рисунок 2. Версия сайта для слабовидящих

С целью обеспечения доступности информации для лиц с нарушениями зрения, контент, электронные курсы, система тестирования ИОС СГЭУ могут быть представлены в нескольких цветовых решениях: «белое на черном», «черное на белом», «синее на голубом». Выбор конкретной цветовой схемы осуществляет пользователь при помощи голосовых команд или с помощью элементов управления.

Все электронные образовательные ресурсы, размещенные в рамках ИОС СГЭУ также адаптированы для использования людьми с ограниченными возможностями здоровья. Для озвучивания лекций учащимся СГЭУ с ограниченными возможностями предлагается использовать специализированное программное обеспечение – Loquacious - Auto TTS, работоспособность которого проверена на всех версиях современных браузеров на ядре Chromium. Эту же программу можно использовать для озвучивания текстов лекций все современных платформ электронного обучения, например, массовые открытые электронные курсы национальной платформы открытого образования.

Рисунок 3. Система озвучивания лекций


Соглашение о сотрудничестве с Обществом глухих

Соглашение о сотрудничестве с Обществом слепых

О порядке организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

План мероприятий («дорожная карта») СГЭУ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования

Паспорта доступности для инвалидов объектов СГЭУ 

Инструкция по обслуживанию инвалидов и иных маломобильных граждан при посещении ФГБОУ ВО СГЭУ

Политика обеспечения условий доступности для инвалидов

Приказ № 375-ОВ от 12.07.2017 о назначении ответственных зя организацию работы с инвалидами

Приказ  №376-ОВ от 12.07.2017 о назначении ответственных за организацию приема лиц с ОВЗ на обучение

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов на 2016 – 2018 годы, утвержденный Правительством РФ 23.05.2016 №3467п-П8;

Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»;

Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»;

Письмо Рособрнадзора от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281 «О направлении Требований»;

Методические рекомендации об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования (утв. Минобрнауки России 29.06.2015 № АК-1782/05);

Методические рекомендации по подготовке и включению в основные профессиональные образовательные программы учебных дисциплин (междисциплинарных курсов), направленных на формирование компетенций по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

Письмо Минобрнауки России от 01.06.2017 № ЛО-1164/05 «Об изменениях нормативного правового регулирования приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета и на подготовительные отделения»;

Письмо Минобрнауки России от 15.06.2017 № ЛО-1337/05 «Об изменениях нормативного правового регулирования приема на обучение по программам бакалавриата, программам магистратуры, программам специалитета и на подготовительное отделение»;

Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № 06-443 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 № 06-830вн);

Письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-52-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»


Горячая линия департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России по вопросам выполнения мероприятий в соответствии с приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им необходимой помощи»: 8-800-700-73-99

Портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья //  http://spo.wil.ru

Портал инклюзивного образования // http://ivo.mininuniver.ru

Яндекс.Метрика