САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
.

Форма поиска

К 95-летию со дня рождения Клейн Неллы Львовны

Опубликовано 22.12.2022 пользователем tey_a

Клейн Нелла Львовна (1927-2005 гг.) – доктор исторических наук, профессор, видный историк Поволжья, талантливый ученый и педагог.

Нелла Львовна родилась в 1927 г. Ее биография отразила в себе главные события ХХ в.  Отец, Лев Хайкин, ректор Оренбургского сельскохозяйственного института, был репрессирован и реабилитирован только в 1956 г.  После ареста отца семья переехала в г. Куйбышев, где Нелла училась в школе. Она сдавала выпускные экзамены в последние майско-июньские дни 1945 г. Получив аттестат, Нелла поехала поступать на исторический факультет Московского государственного университета и,   выдержав громадный конкурс, стала студенткой Московского государственного университета им. М.Ломоносова. В 1961 г. Хайкина Н.Л. (Клейн) успешно защитила кандидатскую диссертацию в Московском государственном университете.

После защиты диссертации Нелла Львовна переходит на работу на кафедру политической экономии Куйбышевского планового института, в котором прошла ступени от ассистента, кандидата наук до доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой экономической истории. Здесь сформировалась научная школа Неллы Львовны по проблемам социально-экономического развития Поволжья в конце XIX – начале ХХ вв.

После окончания МГУ, работая учителем в школе, Нелла Львовна одновременно  занималась выявлением и сбором материалов по истории самарского земства.

Исследование Клейн Н.Л. по проблеме земства было первым в Самарской губернии (Куйбышевской области). Ведь, к сожалению, вплоть до второй половины 1950-х гг. история Самарского земства не изучалась. В работе Неллы Львовны был дан анализ начального этапа деятельности земства, прослежены основные направления его деятельности, большое внимание уделено изучению социального состава земских учреждений. Молодую исследовательницу так же интересовали социальные аспекты деятельности земств и, прежде всего,  земская школа, земская больница, земская ветеринария и др.

В последующие годы Нелла Львовна заниматься изучением модернизационных процессов в России в пореформенный период и в начале ХХ века, глубоко и многосторонне изучив капиталистический уклад в Самарской губернии.

Н.Л. Клейн как заведующая кафедрой экономической истории

(по воспоминаниям Н.Ф. Тагировой)

В Куйбышевский плановый институт Н.Л.Клейн пришла в 1961 г. после десятилетней работы учителем средней школы и защиты кандидатской диссертации. Поступила преподавателем экономической истории на кафедру политической экономии. Здесь она разработала курс лекций по истории народного хозяйства СССР, зарубежных стран, успешно его читала многие годы, активно работала со студентами разных форм обучения. Вместе с преподавателями секции экономической истории написала два учебных пособия по Экономической истории СССР.

В 1984 г. Н.Л.Клейн успешно защитила докторскую диссертацию по проблемам экономического развития Поволжья в конце XIX- начале XX вв. Защита состоялась в Ленинградском отделении АН СССР. Это дало руководству вуза основание к преобразованию секции экономической истории в самостоятельную кафедру. Она была создана приказом ректора А.И. Носкова в сентябре 1985 г. Вопрос о заведующем новой кафедры не дискутировался. На эту должность могла претендовать только Нелла Львовна Клейн.

Середина 1980-х гг. Для нашей страны это был период, обусловленный началом перестройки социально-экономических отношений, курсом на социально-экономическое ускорение, развитием гласности. В обществе нарастал интерес к историческому прошлому, пересмотру устоявшихся концепций, выявлению неизвестных и «белых пятен» истории. Создание специализированной кафедры экономической истории в такой общественной атмосфере было важным, своевременным и ответственным шагом руководства вуза.

Коллективу кафедры пришлось в 1980-1990-е годы не только осваивать новые подходы к рассмотрению прошлого, отказываясь от идеологических штампов и клише, которых было много в историко-экономической науке, но и перестраивать методику обучения, ориентируясь на реалии времени. Здесь Н.Л.Клейн проявляла научную смелость.  Именно она инициировала всех нас на пересмотр марксистских методологических подходов. Она скрупулезно изучала работы российских и западных обществоведов по проблемам развития цивилизаций, ставшие доступными только в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Помню, как тщательно она готовилась к выступлению на заседании Ученого совета только что созданного в СГЭА Института теоретической экономики и международных экономических отношений (1994), где обосновывала необходимость синтеза цивилизационного и формационного подходов при изучении экономики прошлого. Важно подчеркнуть, что тогда об этом говорили и писали многие, но Н.Л.Клейн предложила пересмотреть всю программу курса экономической истории с учетом нового методологического подхода. Итогом стало опубликование в 1994 г. Программы курса «История экономики», что было сделано до введения 1-го поколения Государственных образовательных стандартов (1997). В 1998 г. коллектив кафедры под руководством Н.Л.Клейн издал учебное пособие по «Истории экономики». На основе нового подхода ею была разработан новый лекционный курс, который она читала в течение ряда лет – «Традиции и экономическое особенности современных цивилизаций».

В начале 1990-х она написала учебное пособие, которое легло в основу читаемого ею курса по «Истории предпринимательства».

Кафедра росла. Появлялись молодые преподаватели, аспиранты. Но атмосфера доброжелательности здесь не менялась. В 2000 г. Н.Л.Клейн по состоянию здоровья оставила должность заведующей, продолжая работать профессором кафедры. Она увлеченно, до конца своих дней, занималась с молодыми аспирантами, соискателями. Часто выступала в качестве официального оппонента по защите кандидатских и докторских диссертаций. Ей звонили, приезжали, советовались с ней молодые исследователи из других вузов и городов Самарской области.

Что такое кафедра в вузе? Группа преподавателей, ведущих определенный цикл учебных дисциплин. Не только. Трудовой коллектив, включающий в себя людей с разными характерами, пристрастиями и привычками, с которыми надо уметь сотрудничать? Наверное, и этого недостаточно. Коллектив исследователей, работающий в рамках одной науки, хорошо, если одной научной школы. Заведующий среди них – не руководитель-администратор, а организатор. Лидер иного плана – можно сказать «первый среди равных». Настоящий заведующий кафедрой – авторитет для своих коллег в научном, педагогическом и человеческом смысле. Именно такое представление сложилось у меня о том, каким должен быть заведующий кафедрой за те годы, что я работала под руководством Неллы Львовны Клейн.

Из книги Очерки истории Самарского экономического университета (к 85- летию со дня образования.

×
Яндекс.Метрика