• Информация для абитуриентов
  • Информация для абитуриентов
  • Информация для очников
  • Информация для заочников
  • Старая версия сайта
Новости и события
27.03.2017

Наука глазами аспиранта

Наш сегодняшний гость - аспирант СГЭУ О.С.Евсеев.

В последние годы мы стали свидетелями головокружительного множества научных открытий во всех сферах науки, техники, производства. Локомотивами развития становятся структуры, способные создавать, воспринимать, применять прорывные технологии.

Наш сегодняшний гость - аспирант СГЭУ О.С.Евсеев.

- Олег, скажите, пожалуйста, что Вас побудило поступить в аспирантуру?

- В последние годы мы стали свидетелями головокружительного множества научных открытий во всех сферах науки, техники, производства. Локомотивами развития становятся структуры, способные создавать, воспринимать, применять прорывные технологии. Именно эта прагматическая роль определяет структуру научной деятельности. Университеты в этой системе - это мануфактуры по воспроизводству новых знаний, инноваций, кадрового потенциала.

Как можно остаться равнодушным к таким масштабным преобразованиям?

При всех трудностях и издержках сейчас мы наблюдаем живой, динамичный процесс переустройства научной сферы, особенно общественных и гуманитарных наук. Уже сегодня аспирантура это не только первый этап становления молодого ученого, но и самостоятельный уровень высшего образования. Будем надеяться, что это обнадеживающие признаки не только выживания науки, но и ее восстановления.

Реальностью стала возможность получать финансирование институтов развития, обучаться в иностранных вузах, использовать в исследованиях широкий спектр научной инфраструктуры (начиная с детских технопарков и заканчивая ресурсами международных лабораторий). Как говорил советский физик Л.Ландау, наука - это способ удовлетворять свое любопытство за счет государства (смеётся).

Наука становится доступной для многих ребят, кто хочет связать свою жизнь с ориентированными на конкретную задачу исследованиями. Научная деятельность перешла из статуса «причуды отдельных людей» в престижную деятельность, которая формирует инновации, является маховиком прогресса.

Именно эти факторы еще с первых лет обучения в СГЭУ определили мою «одержимость» наукой и преданность ей на протяжении вот уже 8 лет. Но главную роль в этом желании сыграли бабушка - кандидат исторических наук и мои преподаватели в СГЭУ, которых я по праву могу назвать мастерами своего дела.

- Что конкретно способна дать аспирантура молодому человеку?

- Один из колоссальных плюсов занятия наукой это возможность работать в команде с ведущими учёными. Я - представитель научной школы, которую создали мои университетские учителя. Их опыт и традиции сформировали мощный мировоззренческий стержень, критическое мышление, интеллектуальную и эмоциональную вовлеченность. Мой научный руководитель - д.э.н., заведующий кафедрой экономической теории Мария Евгеньевна Коновалова - говорит, что аспирант должен напряженно работать. Это единственное время, когда он может сделать из себя подлинного ученого. Я это усвоил с первого года обучения.

Очень благодарен судьбе, что наши пути с Марией Евгеньевной пересеклись еще до поступления в аспирантуру. Талантливый экономист, ученый и человек живой энергии, она всегда была примером для подражания. При поддержке Марии Евгеньевны я делал начальные робкие шаги в науке: это первая научная статья, первое выступление на конференциях, первый опыт участия в НИРах, первая монография.

- Какую научную стезю Вы для себя выбрали?

- Основной фронт моих научных исследований - проблематика хозяйственного механизма. Это важнейший вопрос макродинамики экономических систем и одна из наиболее «горячих» тем на конференциях и форумах по политэкономии. Промедление с назревшими изменениями конструкции хозяйственного механизма могут нанести большой урон экономике. Мы регулярно слышим этот уже ставший постулатом тезис на уровне «светской болтовни», теперь необходимо решить эту задачу на научном уровне.

Хочу отметить, что экономическая теория все реже пытается объяснить экономику в координатах привычных математических моделей. Журнал  American Economic Review, публикация в котором является знаком качества научного труда любого экономиста, это математический, а не экономический журнал. Оттачивание и калибровка моделей не позволяют глубже раскрыть окружающий экономический мир и фундаментальные законы его развития. Цель наших исследований - более глубоко раскрыть индивидуальное и групповое экономическое поведение, принимаемые хозяйственные решения. Я не умаляю значение математики, но она не должна доминировать над желанием познать онтологические вещи, удержать целостность «научного фронта», воспроизводить смыслы жизни общества.

- Какие плоды Вам уже дала тебе научная деятельность?

- Профессиональная траектория привела меня на государственную службу, и в этом тоже велика роль науки. В общественных науках, апробация на практике научной идеи с целью ее последующего воплощения в жизнь, сопряжена с финансовыми обструкциями. Занятость в государственном секторе дает возможность утилитарно применять результаты научного труда: к примеру, ликвидировать пробелы в правовом регулировании, менять конфигурацию законодательства и так далее.

Разумеется, моя линия жизни не замыкается в пределах кафедры (смеётся). Свободное время, во-первых, уходит на изучение языков и путешествия. С одной стороны это хобби, с другой - нематериальный инвестиционный актив. Во-вторых, стараюсь заниматься спортом - это дает энергию.

Исходя из собственного опыта (пусть это будет моё письмом в будущее для тех, кто идет следом) я понял, что залог успеха в фундаментальной науке не в том, чтобы действовать идеально, а в том, чтобы действовать много, интенсивно, фанатично. Ошибки помогают найти правильный путь. Уинстон Черчилль однажды сказал, что успех это способность двигаться от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма. Мне думается, он прав. Также важен фактор внутреннего благородства цели научной деятельности ­- раздвинуть горизонты определенной области научных знаний. Это мощно стимулирует мотивацию.

- Хочется  услышать слова благодарности в адрес родного университета.

- Наука в университетах не остается иммунной к происходящим изменениям, она также ощущает влияние универсальных вызовов. Молодым учёным необходимо бежать, просто чтобы оставаться на месте, а чтобы двигаться вперед, нам необходимо бежать в два раза быстрее (аллюзия на Алису в стране чудес). На горизонте наших ближайших исследований появилась новая тема - проблемы делового цикла в условиях стабилизации структур хозяйственных институтов. Как объясняли циклы Кондратьев, Маркс, Митчелл я понимаю, но представляет научную ценность изучение преемственности между их трактовкой и современным пониманием механизмов делового цикла.

Мне представляется, что наука - ключ к построению новой реальности. Обучение в нашей аспирантуре позволяет понимать экономику лучше, формирует надёжную логику экономических исследований и высокую осведомлённость о фактах. Хочу сказать огромное спасибо всем нашим преподавателям за удивительную эрудицию и глубокое знание предмета.

Подготовила  Ю. Захардяева.