• Информация для абитуриентов
  • Информация для абитуриентов
  • Информация для очников
  • Информация для заочников
  • Старая версия сайта
Новости и события
10.11.2015

Встреча с этнографом и кинорежиссером

Самарское региональное отделение Русского географического общества сделало подарок студентам и сотрудникам СГЭУ -  встречу с этнографом, кинорежиссером и фотохудожником, чукотским оленеводом Владимиром Пуя.
Гость СГЭУ является потомственным оленеводом, главным инженером-механиком МУСХП "Возрождение", документалистом, фотографом и прекрасным оратором.

Самарское региональное отделение Русского географического общества сделало подарок студентам и сотрудникам СГЭУ -  встречу с этнографом, кинорежиссером и фотохудожником, чукотским оленеводом Владимиром Пуя.

Гость СГЭУ является потомственным оленеводом, главным инженером-механиком МУСХП "Возрождение", документалистом, фотографом и прекрасным оратором.

Его кинорассказ представляет каждодневный труд оленеводческой бригады из хозяйства "Заполярье" как захватывающее действие, которое разворачивается на фоне бескрайних просторов Нешканской тундры. Владимир Пуя снял фильм о мужественных и свободных соплеменниках, живущих в согласии с природой, и не желающих праздной жизни.

По истине, все побывавшие на просмотре фильма "Кочевники Чукотки: XXI век", поведавшего о людях, живущих и работающих в архисложных полярных условиях вечной мерзлоты, испытали культурный шок. Людям, живущим в рафинированном обществе, избалованными благами цивилизации было нелегко понять подвижническую жизнь оленеводов.

Редактору газеты «Экономист» удалось пообщаться с творческим человеком, олицетворяющим малочисленный народ Крайнего севера.

- В представлении обывателя жители Чукотки кажутся крайне экзотическими: «заезженный» образ человека в богатой шубе, расшитой красивыми узорами. В какой-то степени ожидание было именно таким…

- На самом деле северяне носят обычную современную одежду. То, что вы имеете в виду – национальные раритеты. Они тщательно берегутся и одеваются только на большие праздники.

- Жизнь рядом с такими красивыми животными, как олени, наверняка полна легенд и интересных историй. Что вы можете рассказать на эту тему?

- На самом деле, нередки случаи, когда олени спасали жизнь людей. У меня лично тоже был случай, когда вдруг застрял в метель, в пургу и уже не было видно пути. Вдруг олени встали и легли на снег, отказываясь продолжать движение. Я растерялся, не зная, что делать. И вдруг, случайно увидел бумажку. Что это значило? Лист бумаги в степи – значит рядом есть человеческое жилище. И в самом деле, всего в нескольких метрах оказалась яранга…

- Вы описываете жизнь северян «изнутри». Можно сказать, что вы-первопроходец?

– У Тана-Богораза (Богораз Владимир Германович) – выдающегося российского североведа, этнографа, лингвиста, специалиста по чукчам и другим палеоазиатским народам, который является для меня авторитетом, первая книга четырехтомника "Чукчи" посвящена материальной культуре, поэтому я и пошел его тропой.

Жилище, утварь, одежда. Технологии кочевки самодостаточны. Технология изготовления яранги – искусство. Ученые до сих пор изучают каркас нашего "мобильного" дома. Куполообразный остов делается из строго определенного количества деталей, точных по толщине балок. Все рассчитано до мельчайших тонкостей.

К примеру, зимние оленьи шкуры, коротко постриженные специальным ножом. Однако шкура не сразу попадает в покрывало. Сначала она используется в качестве постели. Через год разминается, и ее выделывают и пускают на покрытие полога. После того, как шкура немного износится, ее вырезают и помещают на верхушку ретэма (верхнее покрывало яранги, натягиваемое на деревянный каркас). Затем, по мере потери ворса шкура опускается все ниже и ниже.

То есть толщина шкур около сантиметра, а двадцать градусов разница. А в пологе, где еще четыре сантиметра шкуры, – уже плюс двадцать. Не знаю, есть ли еще какой-нибудь материал столь же долговечный и достаточно дешевый в эксплуатации, чтобы давал такую разницу температур. Используется он тысячелетиями и до сих пор еще не изобрели ничего лучшего.

– Сколько времени занимает такой рисковый и тяжелый поход?

– Веками чукчи отправлялись в путь в октябре, а доходили к февралю. Шли не торопясь, неспешно гнали стада оленей. С севера, северо-востока от приморских чукчей приносили кожаные ремни из моржовых шкур.

– Они более эластичные?

– Да, и намного прочнее, долговечнее оленьей кожи. Из западных областей везли клык моржа, костяные изделия. Туда же – на юг Чукотки – поступали товары из Якутии, с Колымы. А в лесотундре проходило несколько ярмарок. Так было в прежние времена.

– Что изменилось?

– Советская власть разрушила оленеводство – отлаженную веками  систему. Чукотку разделили на районы, в каждом – по несколько поселков. Соответственно, оленеводческие бригады приписали к поселкам, запретив свободное передвижение.

– Какие особенности у  нартов? В фильме видно, что их используют и для транспортировки грузов, и для построения загона для оленей.

– Ненцы и ханты кочуют круглый год. Пользоваться нартами летом невозможно. Иначе через километр камней лишишься полозьев. Это принципиальное отличие кочевых технологий чукчей от других коренных народов – летом мы пешком уходим со стадами на север, оставляя яранги где-то в средней части своих пастбищ. А нарты используем только по снегу – осенью, зимой.

Соединяются детали нарт гибко и упруго. Тем, которые вы видите в фильме, несколько десятков лет. Хотя, безусловно, какие-то детали менялись на новые. У нас все легко заменяемое и делается из подручных материалов. Лежит рог оленя – оленеводы подберут. Плавник – принесенное водой дерево – по берегам рек и на море аккуратно собирают. И все в хозяйстве используют.

Что вспоминает человек, детство которого прошло в тундре?

– Ярангу, полог, праздник молодого оленя.

Оленье молоко бывает только раз в году! И дают его в основном детям как лакомство. Описать его вкус сложно: нежный, жирный.